РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов артикуляции: языка, губ, челюстей и  мягкого неба. Нарушение подвижности этих органов (малоподвижность) тянет за собой нечеткое, гнусавое (с носовым оттенком), шепелявое, смазанное произношение разных звуков.

Таким образом, важное место на пути развития правильного произношения должна занимать, так называемая, артикуляционная гимнастика. Целью ее является – выработка правильных, четких движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Начинать эту работу следует задолго то того, как ребенок научится говорить. Большую ошибку делают те родители, которые на протяжении длительного времени продолжают перетирать своим детям супы, перекручивают мясо на мясорубку. Перетирая еду, Вы не помогаете детям, а, наоборот, задерживаете развитие подвижности артикуляционного аппарата. Многие родители жалуются на то, что их малыши плохо жуют. Им тяжело сьесть такие фрукты и овощи, как морковь, яблоко, огурец.
Для того, чтобы развить подвижность органов артикуляционного аппарата, тренировать и укрепить мышцы щек и языка небходимо обязательно давать ребенку жевать такие продукты, как:


 корочки хлеба


 сухарики


 сушеные фрукты (чернослив, курагу, изюм)


 твердые фрукты (яблоко, груша)


 твердые овощи (морковь, огурец)


 кусочки вареного мяса.


Часто бывает так, что ребенок подражает неправильной речи взрослых или сверстников. Поэтому пытайтесь делать так, чтобы ребенок слышал правильную, четкую, эмоционально оформленную речь. Следует помнить, что с самого рождения малыш учится родному языку. Поэтому следите за своей  речью: не говорите быстро, четко произносите все звуки, проявляйте эмоции во время рассказа. Не “сюсюкайте” с ребенком, ведь ему будет намного приятнее, если Вы будете общаться с ним, как со взрослым.
Недостатки звукопроизношения могут возникать в результате слабости мышц языка, губ или из-за нарушения координации движений, что проявляется в неумении выполнять языком или губами точные целеустремленные движения. Поэтому не нужно ждать, а уже в дошкольном возрасте следует проводить специальную артикуляционную гимнастику, которая направлена на развитие подвижности речевых органов, четкости и скоординированности их движений.