РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Из опыта работы
логопеда первой категории
Тихоновской Т.В.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

1. Дата обследования:
2. Фамилия, имя ребенка:
3. Возраст ребенка:
4. Сведения о родителях:
Мать:
Отец:
5. Домашний адрес:
6. Кем направлен ребенок:
7. Анамнез:
8. Речевое развитие ребенка:
• первые слова
• первые фразы
• прерывалось ли  речевое развитие.
9. Слух.
10. Зрение.
11. Интеллект.
12. Языковая среда и социальные условия.
13. Общее звучание речи.
• темп
• голос
• разборчивость
14. Состояние артикуляционного аппарата.
• губы
• зубы
• язык
• нёбо
• прикус
15. Состояние моторики.
• общая
• мелкая

 

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

 

1. Беседа:
• Как тебя зовут?
• Как твоя фамилия?
• Сколько тебе лет?
• Как зовут маму, папу?
• Есть ли у тебя братик, сестренка?
2. Рассказ хорошо знакомой сказки.
3. Рассказ по сюжетной картинке.
4. Рассказ по серии картин.
5. Составление рассказа - описания предмета.

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

1. Счет:
2. Обобщение по цвету, форме
3. Четвертый лишний
4. Классификация предметов
5. Внимание (чем отличаются картинки)
6 Память:
• зрительная
• слуховая

 

СОСТОЯНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

 

1. Понимание значения названия предмета
Покажи:

Лампу                             Чашку                                 Ручку
Окно                               Расческу                             Зеркало
Стол                               Медведя                             Карандаш

2. Понимание значения действия предмета

Покажи:

Кто идет?
Кто купается?
Кто шьет?
Кто плывёт?

3. Понимание действий схожих по ситуации

Где девочка раздевает куклу?
Где девочка вытирает куклу?
Кто из детей ест?
Кто из детей пьет?

4. Понимание значения признака предмета

Покажи:
Большой
Маленький
Красный
Синий
Желтый
Зеленый
Круглый
Квадратный

5. Понимание значения предлогов

Положи  ручку на тетрадь.
Положи  ручку под тетрадь.
Положи ручку в коробку.
Положи  ручку возле  коробки.
Положи ручку между коробкой и тетрадью

6. Выполнение словесной инструкции

Открой дверь.
Возьми мячик.
Дай мне мячик.
Сядь на стул.
Закрой дверь.

7. Понимание форм единственного и множественного числа существительного

Где мяч?
Где мячи?
Где карандаш?
Где карандаши?
Где лимон?
Где лимоны?

8. Понимание форм единственного и множественного глаголов и прилагательных

Где идет?
Где идут?
Где сидит?
Где сидят?
Где красная?
Где красные?

9. Понимание слов с уменьшительно-ласкательных значением

Где звезда?
Где звездочка?
Где солнце?
Где солнышко?

 

СЛОВАРЬ

 

1. Существительное

 

• самостоятельное называние предметов:

Платье             Шарф
Стул                 Мишка
Мяч                  Чашка
Груша               Туфли
Карандаш         Расческа

• названия частей предмета:
   
Стул                  Чайник
Спинка              Ручка
Сиденья            Крышка
Ножки                Носик

• обобщения:

Мячик, кукла, юла, зайчик -
Яблоко, груша, слива, вишня -
Медведь, заяц, лисица, волк -

 

2. Прилагательное

 

• подбор определений к слову:

Яблоко                    Снег
Лимон                      Небо
Лиса                         Мама

• подбор антонимов:

Большой -
Высокий -
Длинный -
Хороший -
Горячий -

 

3. Глаголы

 

• названия действия по рисункам:

Купается                  Убирает
Шьет                         Ест
Идет                         Пьет
Плывет                    Раздевает
Кормит                     Вытирает

• названия действия по предъявленному предмету:

а) кто как передвигается?
б) кто как голос подает?
в) что делают?

а)                                      б)                        в)
Рыба                                Петух                  Глазами
Птица                               Собака               Носом
Человек                            Котик                  Ногами
Заяц                                  Корова               Ножом
Змея                                  Свинья               Ручкой

 

ГРАММАТИКА

 

1. Состояние грамматической системы словоизменения

 

• образование множественного числа:

Ложка                                Мяч
Чашка                                Карандаш
Кукла                                 Лимон

• образование множества глаголов:

Ест                                     Поет
Сидит                                Танцует
Бежит                                Идет

• использование в речи падежных окончаний:

И.п. (кто? что?)
Р.п. (кого? чего?)
Д.п. (кому? чему?)
В.п. (кого? что?)
Т.п. (кем? чем?)
П.п.(на ком? на чём?)

• использование родовых окончаний:

чашка (какая?) -
помидор (какой?) -
яблоко (какое?) -
мячи (какие?) -

• использование предлогов:

На                        Под                    С
В                          Над                    К
По                        Возле                Из-за

 

2. Состояние грамматической системы словообразования

 

• суффиксальное словообразование существительных с уменьшительно-ласкательных значением:

Звезда                                     Яблоко
Елка                                         Лимон
Солнце                                    Заяц

• префиксальное словообразование:

Поливает
Наливает
Выливает
Переливает

 

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ

 

Дым                     Собака                   Космонавт
Слон                    Машина                 Спортсмен
Рыба                   Тарелка                  Черепаха
Белка                   Помидор                Милиционер

 

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

 

1. Повтори:

Па-ба-па
Да-та-да
Вы-ви-вы
Мы-ми-ми
Да-та-да-та

2. Выделение звука среди других:

"А" среди у, а, о, е, а
"у" среди а, о, у, ы, у
"Н" среди м, т, д, н, п

3. Различение близких фонем:

Са-ся                           Ца-ча
Ша-са                           Па-ба
За-жа                            Ка-ха

4. Слова- паронимы:

Коза-коса
Дрова-трава
Рак-мак

5. Определение наличия звука в слове:

"м" - мак, сумка, лес
"А" - Аня, лак, кот
"Б" - булка, зубы, заяц
"О" - Оля, коза, суп