ЛОГОПЕДИЧЕКСИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игры и упражнения на развитие слухового внимания, восприятия, памяти

 

“Что ты услыхал?”. Ребенок тихо сидит на игровой площадке или в комнате. Предложите закрыть глаза и послушать улицу. Спустя некоторое время позвольте открыть глаза, и расспросите ребенка о его впечатлении. Возможно, он услыхал сигнал машины или смех детей, возможно – голос птички, шелест листьев или ваше дыхание и т.д.

 

“Где хлопали в ладони?”. Ребенок стоит посреди комнаты с закрытыми глазами. Вы тихонько станьте в каком-нибудь углу комнаты, и хлопните в ладони. Ребенок, не открывая глаз должен указать то направление, откуда доносился всплеск.

 

“Угадай, кто позвал”. В этой игре принимают участие не меньше троих детей или членов семьи. Ребенок стоит посреди комнаты с закрытыми глазами. Кто-нибудь из остальных игроков должен позвать его по имени. Ребенок отгадывает, кто именно его позвал.

 

“Поручение”. Ребенок сидит на расстоянии 5-6 м от взрослого. У вас на столе разложены разные игрушки. Вы четко, голосом средней силы обращаетесь к ребенку: “Возьми мячик и положи его на ковер” или: “Возьми зайку и посади его на стул” и т.д. Потом даете задание уже более тихим голосом.

 

“Ехо”. Ребенок тихо сидит на игровой площадке или в комнате. Вы предлагаете ему внимательно слушать, и повторять за вами слово. Важно научить ребенка вслушиваться в звучание слов, поэтому пытайтесь говорить слова негромко, шепотом. Необходимо придерживаться принципа от простого к сложному: в первую очередь подбирайте слова различные по звуковому составу (Аня, кот, прыгай, веселый, быстро), а затем – близкие по звучанию, но разные по смыслу (Оля, Коля; сам, там; каша, Даша).

 

“Запомни слова”. На столе под салфеткой лежат предметные картинки или игрушки. Вы предлагаете ребенку послушать два-три слова-названия, запомнить их, а затем найти на столе соответствующие картинки (игрушки).

 

“Слушаем музыку”. Очень большое значение для развития слухового восприятия имеет слушание музыки. Поэтому рекомендуется проводить, так называемые, музыкальные минутки. Во время таких упражнений вы предлагаете ребенку сесть или лечь на ковер, желательно с закрытыми глазами.  Это помогает расслабиться и не реагировать на зрительные раздражители, а сосредоточить свое внимание на источнике звука.

 

Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия

 

“Поймай звук!”. Объясните ребенку, что вы будете произносить разные звуки, а ему нужно будет хлопнуть в ладони - “поймать звук”, когда он услышит определенный звук. Необходимо придерживаться принципа от простого к сложному:

 

- звук [а] среди у, у, а, у;
- звук [а] среди о, и, у, а;
- звук [и] среди о, у, и, а;
- звук [с] среди л, н, с, п;
- звук [с] среди ш, ж, з, с  и т.д.

 

“Повтори!”. Предложите ребенку повторить за вами слоги:

 

- та-та-да
- па-па-ба
- ка-га-ка
- фа-ва-фа
- пи- пы
- ми-мы
- ди-ды
- са-ша-са
- жа-за-жа
- ла-ра-ла

 

“Цепочка слов”. Предложите ребенку повторить за вами ряды слов, разных по значению, но похожих по звуковому составу:

 

- мак, лак, так, бак;
- точка, почка, дочка;
-каша, Маша, наша;
-коза, коса, кора.

 

“Назови слово!”. Предложите ребенку выбрать среди других слов, и назвать лишь то, которое начинается на определенный звук:

 

- на звук [а] среди слов Аня, Оля, Игорь, осень, астра;
- на звук [и] среди слов игрушки, овощи, автобус, Ира;
- на звук [м] среди слов мак, танк, море, бочка.

 

“Найди звук!”. Предложите ребенку определить, какой одинаковый звук есть в нескольких разных словах. При произнесении слов четко выделяйте данный звук силой голоса, например: “о-о-о-осень”, “о-о-о-окунь”, “о-о-о-овощи”

 

Оля, осень, овощи, окунь - [о]
Сад, суп, сумка, нос, лис - [с]
Аня, астра, акула, автобус - [а]
Маша, мак, мама, сом - [м]

 

Игры и упражнения на развитие дыхания


“Забей мяч в ворота”. Предложите ребенку подуть на ватный или поролоновый мячик, так, чтобы он покотился в ворота (их можно сделать из картона или нарисовать). Воздушная струя должна быть плавной, медленной, непрерывной.
“Язычок-футболист”. Как и в предыдущем упражнении нужно забить мяч в ворота, но теперь с помощью языка. Ребенок должен улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, и, как будто произнося звук [ф] дуть на кончик языка.

 

“Самолет”. На кончик носа положить  кусочек бумаги или ваты. Открыть рот, широкий язык положить на верхнюю губу, боковые края языка прижаты. Воздушная струя выходит посредине языка. Ребенок должен сильно подуть,  чтобы “самолет” полетел вверх.

 

“Лепестки”. Положите на ладонь настоящие или вырезанные из бумаги небольшие цветочные лепестки. Предложите ребенку подуть, чтобы лепестки слетели с вашей ладони.

 

“Кораблик”. Налейте в миску воду. Сделайте бумажный или пенопластовый кораблик, и положите его на воду. Предложите ребенку подуть на кораблик сначала длинной струей воздуха, как будто произнося звук “ф”, а затем прерывисто, как будто произнося звук “п-п-п-п”.

 

Игры и упражнения для устранения заикания

 

Упражнения для снятия мышечного напряжения

 

При заикании часто напряжены мышцы лица, губ, языка, пальцев рук. Очень важно научить ребёнка мышечному расслаблению во время речи. Вот некоторые упражнения, которые помогут Вашему малышу расслабиться.

 

«Птичка машет крылышками». Поднять руки вверх, и  выполнять махи руками.

 

«Поможем маме» Помахать расслабленными кистями рук возле пола, имитируя полоскание белья. Стать ровно, развести руки в стороны до уровня плеч  и «уронить» расслабленные руки в исходное положение.

 

«Стряхнем водичку с рук».  Встряхнуть расслабленными кистями рук, как будто струшивая брызги воды. Наклонить голову вперёд, назад, вправо, влево, а затем выполнить несколько круговых вращений головой сначала в одну сторону, затем в другую. Медленно покачать расслабленными руками по бокам туловища вперёд-назад.

 

«Кулачки-силачи». Пальцы рук под счет до 5 с силой сжать в кулачки, на счёт 5 разжать, встряхнув кисти рук, при этом сосредоточить внимание ребёнка на том, как пальчикам приятно отдыхать.

 

Упражнения для развития речевого дыхания

 

Почти у всех заикающихся нарушено речевое дыхание. Во время коррекционной работы по устранению заикания важно  научить ребёнка говорить не торопясь, на выдохе. Поэтому важное место в работе займут упражнения для развития правильного речевого дыхания.

 

«Шарик». Это упражнение желательно делать сначала лежа (что бы ребенок        полностью расслабился), а затем сидя или стоя. Вдох через слегка приоткрытый рот (живот надувается, как шарик, плечи не поднимать). Выдох через свободно открытый рот, будто шарик медленно сдувается. Движение живота контролируется рукой.  Это же упражнение повторить с долгим выдохом на звуки (А, О, У, Ы). Выдох во    время произношения должен быть спокойным и непрерывным.

 

«Задуй свечку». Короткий спокойный вдох носом, затем пауза (затаить дыхание на  1-2 сек.) и долгий непрерывный выдох через чуть сомкнутые губы с произнесением «пф», как бы гася свечку (дуть можно на пальчики).

 

«Самолёт». Положите ребёнку на ладошку маленький кусочек ватки или бумаги. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, малыш должен подуть на «самолёт», чтобы он полетел. Чем дальше улетела ватка, тем лучше ребёнок сделал вдох и выдох.

 

«Нюхаем цветочек». Навыки правильного вдоха и выдоха хорошо отрабатывать на таких упражнениях: дать ребёнку понюхать цветок, духи, фрукты.

 

«Все молчат». Сделать вдох, а выдохнуть на звук с-с-с, прикоснувшись   указательным пальцем к губам.

 

«Где звенит комарик?» Ребенок, сидя на стуле, одновременно с поворотом туловища вправо-влево делает долгий выдох на звук з-з-з-з.

 

«Горячий чай». У ребёнка в руках чашка, ребёнок делает вдох носом , а на выдохе дует в чашечку, произнося шепотом  ф-ф-ф-ф, как будто студит горячий чай.

 

«Кораблик». Налейте в миску воды,  положите на воду бумажный кораблик, и предложите ребёнку помочь кораблику переплыть на другую сторону миски. Ребёнок делает вдох носом, а на выдохе произносит «пф» и дует при этом на кораблик. Чем сильнее воздушная струя, тем дальше поплывёт кораблик.

 

Упражнения для развития голоса

 

Важно проводить также упражнения для развития голоса.  Такие игровые упражнения необходимо проводить на хорошо знакомых детям звукоподражаниях. Во время занятий необходимо следить за тем, что бы все звукоподражания ребёнок произносил на выдохе.

 

«Аня поёт песенку». А-а-а-а, а-а-а-а.
«Гудит паравоз». У-у-у-у, у-у-у-у.
«Болит зуб». О-о-о-о, о-о-о-о.
«Параход гудит». Ы-ы-ы-ы, ы-ы-ы-ы.
«Лягушата смеются». И-и-и-и, и-и-и-и.
«Заблудились в лесу». Ау-ау-ау-ау.
«Малыш плачет». Уа-уа-уа-уа
«Песенка водички». С-с-с-с.
«Песенка комарика». З-з-з-з.
« Песенка ветра». В-в-в-в.
«Греем ручки». Х-х-х-х.
« Каблучки стучат». К-к-к-к.
« Играем на барабане». Д-д-д-д.
«Гусь шипит», «Шарик сдувается». Ш-ш-ш-ш.
«Жук жужжит». Ж-ж-ж-ж.
«Кукушка». Ку-ку, ку-ку.
«Гусь». Га-га-га.
«Корова». Му-му-му.

Пропевание разных простых мелодий на звук У или М. 

 

Пропевание ряда гласных звуков непрерывно. У-О-А-Ы-Э-И.

 

Упражнения для развития координации речи с движениями

 

Большое значение для нормализации темпа и ритма речи имеет выполнение специальных упражнений направленных на развитие координация речи с движением.

 

«Машина». Би-би-би гудит машина, (ритмично хлопать в ладоши)
Не поеду без бензина. (ритмично топать ногами)

 

«Дождик». Дождик, дождик, кап-кап-кап, (указательным пальцем правой руки стучать по левой ладошке)
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять, («погрозить» указательным пальчиком)
Мы промочим ножки. (ритмично потопать ногами)

 

«Листочки». Листочки над нами кружатся,  (руки поднять вверх, махать кистями рук)
Листочки на землю ложатся. (присесть)
Они свысока к нам слетели, (подняться и потянутся на носочках)
Листочки кружиться хотели. (плавные движения руками вправо-влево)