АЛАЛИЯ

Алалия - тяжелое нарушение речи, отсутствие или недоразвитие речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Алалия - системное недоразвитие речи, при котором нарушены все её стороны (фонетико-фонематическая, лексико-грамматическая, синтаксическая, импрессивная). При алалии речь вовсе не развивается или развивается с грубыми отклонениями. В зависимости от того, какие речевые центры были поражены, различают сенсорную и моторную алалии.

 

Сенсорная алалия обусловлена поражением центрального отдела речеслухового анализатора. Сенсорную алалию характеризует тяжелое недоразвитие восприятия речи, и как следствие недоразвитие собственной речи ребенка. То есть при сохранении слуха ребенок не овладевает пониманием речи. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает, или не понимает вовсе обращенную речь. То есть, ребенок слышит речь, но не может понять, что именно ему говорят. Таких детей часто направляют на аудиограмму (проверку слуха), но она подтверждает, что слух у ребенка в норме. Чтобы привлечь внимание сенсорного алалика, необходимо попасть в его поле зрения, прикоснуться к нему, то есть использование только звукового воздействия на него недостаточно. Для таких детей важную роль играет конкретная ситуация. Так, в привычной домашней обстановке сенсорный алалик может быть спокоен, наблюдателен, много лепечет. Тогда как в незнакомом месте он или становится сильно возбужденным (стучит, кричит), или же наоборот становится заторможенными пассивным. В некоторых случаях сенсорный алалик понимает некоторые простые бытовые слова, но достаточно принять эти слова в развернутом предложении - и он уже не воспринимает их. Чаcто у сенсорных алаликив отмечается ехолалия (автоматическое повторение слов, произносимых кем-либо из окружающих), но такие автоматические повторения не осознаются и не закрепляются. Попытки вызвать повторное произнесение таких слов оказываются безрезультатными. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.
Сенсорная алалия встречается не часто. В большинстве случаев встречается смешанная форма алалии - сенсомоторная.

 

Моторная алалия обусловлена поражением центрального отдела речедвигательного анализатора. Ребенок с моторной алалией относительно понимает обращенную речь, но его собственная речь не развивается. У ребенка который понимает окружающих и правильно воспринимает их, речь формируется и развивается самостоятельно. Тогда как ребенок с моторной алалией не способен воспроизвести то, что услышал, он не способен отобразить артикуляционные уклады. Моторный алалик не может воспроизвести определенную последовательность звуков в слове. У него не формируется образ звука, и соответственно звуковой образ слова. Он не может найти правильную последовательность звуков в слове и слов в предложении. Дети с моторной алалией могут произносить одно и то же слово по-разному. У таких детей отмечаются большие трудности в накоплении словарного запаса, в овладении грамматической стороной речи, правильного звукопроизношения и слоговой структурой слова.

 

Причины алалии

 

Во время внутриутробного развития:
• интоксикации
• хронические заболевания матери
• нарушение кровообращения плоа
При родах:
• мозговые кровоизлияния, гематомы
• асфиксия
• родовые травмы
В раннем возрасте ребенка:
• травмы головы
• инфекционные заболевания ЦНС (менингит, менингоэнцефалит)

 

Логопедическая работа строится дифференцированно при моторной и сенсорной алалии. Но, в обоих случаях следует начинать ее как можно раньше, потому что без помощи квалифицированного специалиста речь ребенка формироваться не будет. Коррекционная работа при алалии длительная и требует систематических занятий и четкого выполнения домашних заданий, т.е. тесного сотрудничества родителей и логопеда. Родители ребенка алалика должны очень серьезно отнестись к логопедическим занятиям. Поскольку алалия является системным недоразвитием речи, то логопедическая работа должна охватывать все стороны речи:

 

• Развитие слухового внимания
• Развитие понимания речи
• Развитие звуковой стороны речи
• Развитие слоговой структуры слова
• Развитие просодики (темп, ритм, интонация)
• Развитие грамматического строя
• Накопление словарного запаса
• Развитие фразовой речи
• Развитие связной речи