ДИСГРАФИЯ

Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, которое выражается специфическими и устойчивыми ошибками, которые обусловлены несформированностью или нарушением функций, обеспечивающих процесс письма. Дисграфия у детей - это частичное нарушение формирования и полноценного использования письма, то есть осложнения в овладении процессом письма. Наряду с дисграфией, при которой процессы письма нарушены, выделяют и аграфию - полную неспособность овладения письмом или его полную потерю.
Часто у ребенка дисграфия связана с различными нарушениями речи: дислалией, дизартрией, алалией и выражаются в особых трудностях овладения письменной речью. В тяжелых случаях овладение грамотой происходит медленно, с большими затруднениями и требует длительной специальной помощи. Письменная речь школьника дисграфика отличается от письма его сверстников большим количеством специфических ошибок. К специфическим ошибкам дисграфика относятся:

 

• ошибки фонетического характера (замены букв повторяющихся по сходству их произношения)
• искажение слоговой структуры слова: пропуски гласных (улица-улца), согласных (снег-сег) и целых слогов (барабан-баран), перестановки слогов (пустила-путисла)
• раздельное написание частей одного слова (при шёл,  у шёл) и совместное написание двух слов (настоле, вруке)
• ошибки грамматического характера: опускание предлогов (были лесу, книга столе), ошибки в согласовании падежных окончаний (нет белых подушках), родовых (большой девочка)
• ошибки графического характера - замены букв по графическому сходству (ш - и, т - п, л - м, е - в,  х - ж, н - ю) и по расположению в пространстве (б - д, т - ш)
• ошибки на правила правописания - среди них преобладают ошибки на безударные гласные, на написание звонких и глухих в конце слова и слога, на смягчение согласных.

 

Логопедическая работа

 

• Развитие фонематического восприятия.
• Работа над звукопроизношением.
• Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
• Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
• Развитие грамматической стороны речи.
• Развитие связной речи.