ДИСЛАЛИЯ

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. В зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения, дислалии разделяют на две основные формы: механическую и функциональную.

 

Механическая дислалия. Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызван:
1) органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костным и мышечным строением. Часто причиной механической дислалии является укороченная подъязычная уздечка (подъязычная связка). При этом усложняются движения языка, короткая уздечка не дает возможности высоко поднять язык. Также правильную артикуляцию может осложнять очень большой и широкий, или очень маленький и узкий язык.
2) дефектами строения челюстей, приводящие к аномалии прикуса. Нормальным считается прикус, когда при смыкании челюстей верхние зубы чуть прикрывают нижние. Аномалии прикуса имеют несколько вариантов:
• прогнатия - верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате чего нижние передние зубы совсем не смыкаются с верхними;
• прогения - нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти;
• открытый прикус - между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. В некоторых случаях этот промежуток только между передними зубами (передний открытый прикус).
• боковой открытый прикус - может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.
• неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии. Например, при больших расщелинах между зубами язык во время произношения некоторых звуков продвигается между зубами, искажая произношение.
Регуляция зубов и челюстей проводится врачами стоматологом и ортодонтом посредством наложения на зубы специальных пластинок.
3) неправильным строением нёба, что также негативно влияет на звукопроизношение. Узкое, слишком высокое ("готическое") небо, или, наоборот, низкое, плоское препятствует правильной артикуляции многих звуков.
4) толстые губы, или укороченная, малоподвижная верхняя губа усложняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков.

 

Функциональная дислалия. Функциональной дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, при котором нет никаких дефектов артикуляционного аппарата, то есть нет никакой органической основы. Причины функциональной дислалии могут быть следующие:
1) неправильное речевое воспитание ребенка в семье, когда взрослые в течении долгого времени "сюсюкают" с малышом, в результате чего задерживается развитие правильного звукопроизношения;
2) по подражанию, когда малыш подражает неправильному звукопроизношению  взрослых членов семьи, или общается с младшими детьми, у которых еще не сформировалось правильное произношение звуков;
3) двуязычие в семье, когда родители, разговаривают на разных языках, а ребенок переносит особенности произношения одного языка на другой.
4) педагогическая запущенность, когда речь ребенка не поддается необходимому влияния взрослых, что тормозит нормальное речевое развитие, то есть, когда взрослые не обращают внимания на звукопроизношение ребенка, не исправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения.
5) недоразвитие фонематического слуха, когда у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например, звонких и глухих согласных, мягких и твердых, свистящих и шипящих. В результате таких осложнений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.
6) недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата, которая может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужной позиции или быстро переходить от одного движения к другому.

 

Виды дислалии. Исходя из характера дефекта произношения, что касается отдельной группы звуков, выделяют следующие виды дислалии:

 

Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) - недостатки произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Один из наиболее распространенных видов нарушений произношения. 
Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающий звук р) - недостатки произношения звука р. 
Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающий звук л) - недостатки произношения звука л. 
Дефекты произношения нёбных звуков: 
каппацизм
- (от названий греческой буквы каппа, обозначающий звук к) - недостатки произношения звука к; 
гаммацизм - (от названий греческой буквы гамма, обозначающий звук г) - недостатки произношения звука г; 
хитизм - (от названий греческой буквы хи, обозначающий звук х) - недостатки произношения звука х; 
йотацизм - (от названий греческой буквы йота, обозначающий звук й) - недостатки произношения звука й. 
Дефекты произношения звонких согласных звуков - недостатки произношения, выражающиеся в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-х.