ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение почти всех групп звуков, но и просодическая сторона речи: голос, интонация, темп, ритм. Дизартрия - это неврологический диагноз. Невролог назначает медикаментозное лечение, а логопед занимается коррекцией речевых недостатков. Лечение дизартрии должно представлять собой комплексное воздействие, где использованы и медикаменты, и  лечебная физкультура, и массаж, и логопедическая работа.
Дизартрия наблюдается, как в тяжелой так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего является компонентом детского церебрального паралича. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную помощь в специальных учреждениях для детей с тяжелыми расстройствами речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Дети же с легкой формой дизартрии (стертая форма, дизартрический компонент) могут посещать детские сады и школы общего типа, а также посещать логопеда в районной поликлинике или логопедические пункты.
Детям со стертой формой дизартрии присущи некоторые особенности. Эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав ребенок или держит пищу за щекой, или начинает «давиться» ею. Некоторые родители, перетирая ребенку пищу, сами способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.
Такие дети не могут самостоятельно полоскать рот, потому что у них слабо развиты мышцы щек, языка. Они или глотают воду, или выливают ее.
У детей с дизартрией нарушена мелкая моторика рук. Они не могут застегнуть пуговицы, им трудно шнуровать ботинки. Они сталкиваются с трудностями, когда выполняют действие, требующее тонких движений пальцев рук. Такие дети неправильно держат карандаш и часто не умеют пользоваться ножницами.
У детей с дизартрией нарушена и общая моторика, им присущи трудности при выполнении физических упражнений. Таким детям трудно удержать равновесие, часто они не умеют прыгать на одной ноге.

 

Причины дизартрии

 

Причиной дизартрия является органическое поражение центральной нервной системы в результате воздействия негативных факторов на мозг ребенка.
Во время внутриутробного развития:
• острые и хронические инфекции
• интоксикации
• токсикозы
• резус-конфликты
• гипоксии (кислородное голодание)
Во время родов:
• асфиксия
• родовые травмы
• кровоизлияния при стремительных или затяжных родах
В раннем возрасте ребенка:
• инфекционные болезни нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты)


Логопедическая работа при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества родителей, логопеда и невролога. Эта работа многоплановая и требует систематических занятий и четкого выполнения домашних заданий. Родители должны очень серьезно отнестись к логопедическим занятиям. Они должны четко определить для чего выполняются те или иные задачи, понимать их цели и представлять ожидаемые результаты. Коррекционная логопедическая работа при дизартрии включает в себя:

 

• Развитие физиологического и речевого дыхания
• Логопедический массаж
• Артикуляционную гимнастику
• Коррекцию просодической стороны речи (темп, ритм, голос, интонация)
• Коррекцию звукопроизношения
• Развитие фонематического восприятия