ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и интеллектом нарушаются все компоненты речи: лексика, фонетика, грамматика. Речевое недоразвитие может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с отдельными элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.

 

Первый уровень речевого недоразвития. Речевые компоненты общения крайне ограничены. Этот уровень характеризуется или полным отсутствием речи или активный словарь детей состоит из небольшого количества  звукоподражательных комплексов. Широко используются жесты и мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, признаков, объясняя разницу значений интонацией и жестами. Лепетные образования, в зависимости от ситуации, можно расценивать как однословные предложения.
Отсутствует понимание значений грамматических категорий. При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое значение. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается неустойчивое фонетическое оформление. Количество дефектных звуков может значительно превышать количество правильно произносимых звуков. Основным отличием речевого недоразвития этого уровня является ограничение восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

 

Второй уровень речевого недоразвития. Переход к нему характеризуется повышенной речевой активностью ребенка. Общение осуществляется путем использования постоянного, но все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.
Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картинке, а также связанные с семьей ребенка и знакомыми событиями окружающей жизни.
Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются лишь простыми предложениями из 2-3, иногда 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: отмечается незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детёнышей, одежды, мебели, профессий.
Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций:
- Смешивание падежных форм («еду машину» вместо на машине);
- Частое использование существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;
- В использовании числа и рода глаголов, при изменении существительных по числу ("пат стул" - пять стульев).
- Отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.
Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, их замен и смешиваний. Нарушено звукопроизношение мягких и твердых звуков, шипящих и свистящих, звонких и глухих. Проявляются трудности между способностью правильно произносить звуки  изолированно и их использованием в спонтанной речи.
Типичными остаются также сложности в усвоении слоговой структуры слов. Часто при правильном воспроизведении контура слов нарушается  их звуконаполнение: перестановка слогов, звуков, замена или пропуск слогов.

 

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
На данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложноподчиненные и сложносочиненные предложение.
Улучшается состояние звукопроизношения, воспроизведение слов разной слоговой структуры. Дети  уже не испытывают трудностей в названии предметов, действий и признаков хорошо знакомых им из повседневной жизни. Они могут свободно рассказывать о своей семье, о себе, составляют небольшие рассказы.
Однако более глубокое изучение всех сторон речи позволяет выяснить, что все компоненты речи: лексика, грамматика, фонетика остаются недоразвитыми.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не используются сложные конструкции.
Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов при помощи префиксов, суффиксов; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающие значение числа и рода, понимания логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой без помощи логопеда.

 

Причины ОНР

 

Во время внутриутробного развития:
• интоксикации
• токсикоз
• нарушение кровообращения плода

 

Во время родов:
• мозговые кровоизлияния, гематомы
• асфиксия
• родовые травмы

 

В раннем возрасте ребенка:
• травмы головы

 

Логопедическая работа

 

При первом уровне ОНР:
• Развитие понимания речи
• Развитие подражания
• Развитие зрительного и слухового внимания, памяти

 

При втором уровне ОНР:
• Развитие звуковой стороны речи
• Развитие слоговой структуры
• Развитие просодики (темп, ритм, интонация)
• Развитие грамматического строя
• Накопление словарного запаса
• Развитие фразовой речи

 

При третьем уровне ОНР:
• Практическое усвоение лексических и грамматических средств речи
• Усовершенствование связной речи
• Формирование правильного звукопроизношения
• Подготовка к обучению грамоте