Обследование грамматического строя речи

1)  Проверьте, умеет ли Ваш ребенок образовывать множественное число имен существительных.  Покажите ребенку сначала один, а затем несколько таких же предметов и предложите назвать их:

 

ложка – ложки                                         колесо - колеса
шапка – шапки                                           окно – окна
мяч – мячи                                               дом - дома
цветок – цветы                                         листок - листья

 

2) А множественное число глаголов?  Предложите ребенку сказать, что делают дети:

 

Ты сидишь, а дети (что делают?) – сидят.
Ты спишь, а дети (что делают?) – спят.
Ты рисуешь, а дети (что делают?) – рисуют.
Ты играешь, а дети (что делают?)  – играют.
Ты поешь, а дети (что делают?) – поют.

 

3) Проверьте, умеет ли Ваш ребенок образовывать уменьшительно-ласкательные слова. Поиграйте с ребенком в игру «Назови ласково»

 

мама – мамочка                              нос – носик                      
Оля – Олечка                                 мяч – мячик
Ложка – ложечка                           кот – котик
Шапка –  шапочка                           ключ – ключик

 

4) А использует ли в речи Ваш ребенок разные падежные окончания?
Покажите ему кошку и предложите ответить на вопросы:

 

И.п.   Кто это? – Кошка.
Р.п.   (спрячьте игрушку) Кого не стало? – Кошки.
В.п.   Кого ты ищешь? – Кошку.
Д.п.   Кому ты дашь молока? – Кошке.
Т.п.   С кем ты играешься? – С кошкой.
П.п.   На ком красивый бантик? – На кошке.

 

5) Покажите ребенку предметы или картинки одинакового цвета и предложите ему ответить на вопросы «Какой, какая, какое, какие?». Так вы узнаете, правильно ли Ваш ребенок использует в речи родовые окончания.


Чашка (какая?) – красная                                  Машина (какая?) - белая
Помидор (какой?) – красный                             Снеговик (какой?) - белый
Яблоко (какое?) – красное                                Блюдце (какое?) – белое
Мячи (какие) –  красные                                   Тарелки (какие?) – белые

 

6) Возьмите любую игрушку и кладите ее в разные места, сопровождая свои действия вопросом «Где игрушка?». Таким образом, Вы ознакомитесь с умением ребенка использовать предлоги в самостоятельной речи.

Где зайчик? – На столе, в шкафу, под кроватью, за дверью, возле стула и т. д.