Обследование словаря

1) Предложите ребенку назвать предметы, которые его окружают (стол, шкаф, чашка, ручка, мяч, туфли, расческа, майка, зеркало, кастрюля, телевизор, лампа, молоко, банка, хлеб и т. д.).

 

2) Покажите ребенку предмет, а затем, указывая на разные части этого предмета, предложите ему назвать их:


Чайник - ручка, крышка, носик
Стул - спинка, ножки, сидение
Машина – кабина, кузов, колеса, двери

 

3) Предложите ребенку назвать предметы (картинки) одним словом:

 

Мяч, кукла, машина, юла – игрушки
Чашка, ложка, тарелка, кастрюля – посуда
Майка, кофта, платье, брюки – одежда
Кровать, стул, стол, шкаф – мебель
Морковь, капуста, огурец, лук – овощи
Яблоко, слива, груша, лимон – фрукты
Кот, собака, корова, конь – домашние животные
Лиса, волк, медведь, заяц – дикие животные

 

4) Покажите ребенку любой предмет и предложите  ответить на вопрос «Какой он?»

 

Яблоко (какое?) – красное, круглое, сладкое
Снег (какой?) – белый, холодный
Лиса (какая?) – рыжая, хитрая и т. д.

 

5) Предложите ребенку ответить на вопросы:


 
Кто как передвигается?        Кто как голос подает?      Что делают…?
Человек – идет                    кот – мяукает                  носом - дышат
Рыба – плывет                     собака – гавкает               глазами - смотрят
Птица – летит                      корова – мычит                ножом - режут
Змея – ползет                      свинья – хрюкает             ручкой - пишут
Заяц – прыгает                    петух – кукарекает            веником – заметают

 

6) Предложите ребенку назвать противоположные слова. Игра «Скажи наоборот»:

 

Большой – маленький
Высокий – низкий
Длинный – короткий
Широкий – узкий
Горячий – холодный
Добрый – злой
Медленно – быстро
Холодно – тепло